Цветоделение в полиграфии

Печать любого продукта, вне зависимости от его формата и тиража — процесс составной. Даже для вывода на домашний принтер вам понадобится задать параметры печати, такие как формат, тип бумаги и цветность (черно-белое, оттенки серого, полноцветный и тому подобные режимы). Коммерческая полиграфия — серьёзный бизнес, связан с большими затратами и допечатная обработка здесь гораздо более сложная: определение размеров листа, припусков под обрезку и, конечно, всё, что касается содержания макета: заливки, прозрачность и шрифты. Такой контроль необходим для максимального соответствия цифрового и печатного продукта, отсутствия искажений и пятен.

В чём же состоит допечатная подготовка макетов в современных типографиях? Основой для правильной печати любого контента является перевод его цветовой модели из RGB в CMYK. Дело в том, что первая является доминирующей в цифровой технике (большинство программ работают с sRGB или AdobeRGB, равно как и дисплеи компьютеров, телевизоров, часть фотооборудования) и повторяет восприятие цвета человеческим глазом. Смешение красной, зеленой и синей составляющих спектра разной интенсивности (аббревиатура Red Green Blue) даёт охват всего видимого излучения, от черного (отсутствие света) до белого. Такая модель называется аддитивной и справедлива она лишь для света, потому не годится для полиграфии.

Четырёхцветная модель CMYK является стандартом печати и использует голубые (Cyan), пурпурные (Magenta) и жёлтые (Yellow) чернила. Теоретически их смешение должно давать  чёрный цвет, однако в действительности малейшие отклонения пропорций красок приводят к тёмно-бурому оттенку. К тому же, наложение такого количества пигмента (100% каждого цвета) нерационально, слишком сильно смачивает и, как следствие, деформирует бумагу. Потому добавляют чёрный цвет, обозначенный буквой K в аббревиатуре.

Появление чёрного цвета в триадной печати вызвало введение различных технологий цветоделения при допечатной подготовке макета, различающихся способом формирования тёмных участков изображения. При цветоделении со скелетной градацией чёрного, он наносится поверх триадных красок. В итоге доля чёрного весьма значительна и листы необходимо тщательно просушивать. Другой способ — UCR, или «вычитание из-под чёрного», предполагает замену части красок CMY на чёрный на особо тёмных участках изображения. Третья — технология ICR -  наиболее распространена и в отечественной литературе получила аббревиатуру МЦК (минимизация цветных красок). Суть её в том, что на отдельно взятом цветном участке печати используются лишь 1-2 краски + чёрная. Таким образом уменьшается расход чернил и исчезает необходимость сушки листов после печати.

В цифровой полиграфии допечатная подготовка занимает значительно меньше времени, но проблема соответствия цвета при переводе из RGB в CMYK остаётся. Дело в том, что при простой конвертации в графическом редакторе (например, Photoshop) потеря насыщенности сразу бросается в глаза из-за меньшего цветового охвата модели CMYK. Минимизировать различие можно с помощью профессиональной настройки профилей CMS (Color Management System), или систем управления цветом, использующих для связи CMYK и RGB еще одну цветовую модель — Lab, позволяющую определить цвет однозначно. Каждая типография, как правило, имеет свои профили управления цветом при конвертации, созданные при помощи цифровых цветопроб под конкретную печатную машину. При этом любые изменения составляющих полиграфического процесса (другой тип бумаги, другой производитель краски) означают новые калибровки.

Современные печатные машины, программное обеспечение и технологии печати гарантируют предсказуемую цветопередачу, неизменную на всех экземплярах тиража. Но вполне естественно, что для получения результата, максимально приближенного к макету по тону и насыщенности, заказчик должен тесно сотрудничать с типографией, начиная от получения её технических требований к файлам, при допечатной обработке, согласовании цветопробы и заканчивая пострессом.