Выбор бумаги для цифровой печати

Ещё лет 8-10 назад, когда цифровые технологии только начали поражать нас своими возможностями, неизбежным казался момент, когда офисная бумага и полиграфия уступят место электронной почте и интернет-среде, а модные журналы и газеты перекочуют в электронный формат. Он дешевле, быстрее и порой доступней неэкологичной бумаги для цифровой и офсетной печати. Но вот это «совсем скоро» настало, а потребление печатной продукции лишь возросло. Нажатием одной кнопки мы без колебаний создаём 10, 50 или 200 копий отчёта или письма, можем позволить себе распечатать интересную статью из интернета для чтения по дороге домой. Но это, по сути, мелочи, а когда потребность в печати связана с большими тиражами и серьезными затратами, нужно знать, для чего предназначен тот или иной вид бумаги для полиграфии. Её выбор определяет внешний вид изделия, тактильные ощущения и его качество в целом.

Что нужно учесть при выборе? Ключевыми здесь являются соответствие материала задумке и его цена. Порой вы находите производителя или поставщика, с которым хочется работать и подходит его бумага идеально, но непомерно увеличит бюджет печати рекламной продукции, особенно при больших объёмах её использования. Учитывая, что в коммерческой полиграфии и так достаточно подводных камней, вроде необходимости печати нестандартными чернилами, совмещения цветов (для офсета) и т. д., поиск достойного сочетания качества и цены может компенсировать прочие непредвиденные затраты. Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут вам определиться с основными характеристиками основы.

Каков ваш конечный продукт? Книги, флаеры, визитки, буклеты, журналы — для каждого из этих изделий существуют свои стандарты печати, а значит и требования к основе.

Какое впечатление он должен произвести на получателя? От этого зависит выбор дизайнерской, экологичной или привычной мелованной, немелованной и т. п. Определитесь, должна ли она быть шероховатой или тиснёной и какой эффект это возымеет.

Типов бумаги для цветной печати, вариантов покрытия под разные требования с различными механическими, физическими, визуальными свойствами действительно много, десятки. Что-то из их особенностей больше интересует заказчиков, остальные детали ближе технологам. Основные – плотность, яркость (глянцевая, матовая), белизна, прозрачность.

Плотность бумаги для полиграфии измеряется в г/м2, то есть характеризуется весом 1 квадратного метра материала. Колеблется она в основном от 60 до 300, где 50-60 г/м2 — плотность газетной бумаги, некоторых листовок и бланков; 80 г/м2 — соответствует обычной офисной бумаге; 90-150 г/м2 — листовки, буклеты, флаеры различной плотности, а также наружная реклама (в частности, Blue Back); 300 г/м2 — плотность бумаги для большинства визиток.

Яркость — способность материала отражать свет рассеянно (матовая поверхность) или зеркально (глянцевая). Как следствие — цветная печать на бумаге с глянцевой поверхностью создаёт блики и даёт впечатление более контрастного изображения, но в то же время утомляет глаза при чтении мелкого текста, потому она идеально подходит для печати ярких фото в журналах. Матовая же, наоборот, даёт достаточное рассеивание света при отражении для комфортного чтения и отличается меньшим временем высыхания краски.

Белизна бумаги оценивает отношение отражённого света к падающему. Измеряется по стандартам ISO и CIE. Бумага с высоким значением белизны даёт более контрастное и чёткое изображение, для стандартной офисной бумаги это около 92% по ISO, хотя часто в полиграфии используется основа другого класса, с повышенной непрозрачностью, белизной (95%) и плотностью.

Непрозрачность — очень важная характеристика для двусторонней печати рекламной продукции, измеряется в процентах. Желательный показатель (для комфортного восприятия текста и изображений на отпечатанном с двух сторон листе) — 90%, у высококачественной бумаги он немного выше.

Существуют разнообразные типы бумаги для цветной печати, с разным покрытием, свойствами и возможностями использования. Мелованная — наиболее распространённая в рекламной полиграфии, покрыта тонким слоем мелования, скрывающим волокна бумаги и придающим ей необходимую белизну. Довольно часто также используется покрытие специальной отражающей (в том числе разноцветной) плёнкой для печати обложек, визиток и т. п. Тиснёная бумага содержит нанесённый рельефный рисунок для защиты от подделки или придания уникальности полиграфическим изделиям. Самоклеющаяся бумага имеет на обороте тонкий слой клея, покрытый защитной плёнкой или бумагой.

Всегда начинайте выбор материалов с определения внешнего вида и типа конечного продукта. Дальше — легче: с выбором качественной бумаги для полиграфии вам помогут дизайнеры и технологи. Наша типография работает с подавляющим большинством материалов на всех стадиях процесса — от дизайнерских решений до послепечатной обработки.